Врачи – это интеллектуальная элита
Журнал «Совершенство Profi» №4, апрель 2016 г.
Имя Оксаны ВОЛКОВОЙ давно стало одним из ярких брендов петербургской косметологии. Она была первой, кто решился назвать клинику собственным именем, тем самым поставив во главу угла персональную ответственность за качество услуг и профессионализм сотрудников. Кроме того, именно она ввела в название словосочетание «медицинская косметология», обозначив приоритет медицинского подхода к решению задач эстетической сферы.
Сегодня Оксана Владимировна – не только активно практикующий врач, но и педагог, готовит будущих дерматологов-косметологов в СПб Государственной педиатрической медицинской академии, а также студентов Медицинского колледжа СПбГУ.
– Оксана Владимировна, «именная» клиника накладывает огромную персональную ответственность, ведь за любые плюсы и минусы работы клиники отвечать приходится именно вам…
– А по-другому в медицине и не бывает, врач всегда несет персональную ответственность за свои действия, и, пожалуй, в косметологии больше, чем в других отраслях медицины, потому что мы работаем со здоровыми людьми, желающими улучшить свою внешность, а не с больными, чью жизнь нужно спасать любой ценой. Следовательно, пациенты должны быть уверены, что получат максимально возможный результат без вреда для здоровья, ведь главный медицинский принцип «не навреди» остается приоритетным.
Мы всегда идем по тонкой грани между пожеланиями клиента и медицинскими показаниями.
Ведь пациент зачастую приходит уже с готовым списком процедур, которые он себе сам назначил.
Мы обязаны выслушать его пожелания, но настоящий профессионал предложит свой путь, который будет безопасным, оправданным и, самое главное, даст ожидаемый результат.
Для того чтобы убедить пациента в своей правоте и повести за собой, врач должен быть не только квалифицированным специалистом, но и изрядным психологом. Меня всегда удивляет, когда молодые врачи совершенно не обращают внимания на психологические аспекты общения с пациентами, не считают нужным читать книги на эту тему, посещать семинары. И в вузах изучению этой темы всегда отводилось незаслуженно мало времени, тогда как, на мой взгляд, создание правильного психологического настроя у пациента – одна из основ успеха в работе косметолога.
Вообще отсутствие стремления развиваться интеллектуально, быть разносторонней личностью – печальная тенденция среди студентов, желающих стать косметологами. Посещение театров, музеев – наша прямая профессиональная обязанность! Ведь только наблюдение, изучение разнообразия красоты, гармонии, пропорций, воспитание эстетического чувства создают настоящего профессионала индустрии красоты.
Врачи в России всегда были интеллектуальной элитой. И хотя принято считать, что косметология у нас зародилась лишь в 90-х, на самом деле у нас были великолепные научные школы – Московский, Ленинградский, Киевский институты красоты, дававшие прочную профессиональную базу, вырастившие немало знаменитых специалистов.
К сожалению, врачи сегодня к фундаментальным знаниям относятся довольно поверхностно.
Простой пример: для поступления к нам на работу претенденты проходят многоступенчатый отбор, и половина из них не может с ходу ответить на простые профессиональные
вопросы анкеты, например, описать патогенез розовых угрей.
– А с чем связан такой низкий уровень компетенций? Возможно, с учетом современных технологий, молодые врачи считают, что им не нужны столь «приземленные» знания?
– Молодежь приходит в профессию с изначально неправильной установкой: они видят в будущей сфере деятельности исключительно источник для получения высокого дохода. И не задумываются о том, что выбирают для себя сложную медицинскую профессию, требующую глубоких знаний не только дерматологии и косметологии, но и физиологии, анатомии, биохимии, физиотерапии. Косметолог должен обладать хорошим клиническим мышлением, чтобы подбирать каждому пациенту полноценный лечебный курс, с хорошими отдаленными перспективами, а не предлагать только модные дорогостоящие процедуры. Ведь, согласитесь, мы сегодня повсеместно видим людей с «вылепленными» скулами, «накачанными» губами и при этом плохим качеством кожи.
– Уходовые процедуры в последнее время как-то вообще теряют популярность. Особенно в кризис, когда клиенты, выбирая между уходом или инъекциями, отдают предпочтение инъекциям.
– Это не совсем так. Действительно, есть часть пациентов, которые всегда предпочтут уколы, есть и другая часть пациентов, которая не приемлет инвазивных вмешательств. Для них уходы остаются основной методикой лечения.
В классике должно быть так: врач делает назначение, косметолог проводит уходовые процедуры, чистки. Но сегодня медсестер с сертификатом по косметологии выпускают очень мало, да и те не всегда идут работать по профилю. К слову, в нашем центре мы создали именно такую классическую схему, включающую в себя большое разнообразие процедур по уходу и массажу, что всегда радует наших пациентов.
– Уходовые процедуры выходят на первый план и тогда, когда мы говорим о пациентах с отягощенным анамнезом, тех, кто перенес онкологию, страдает аутоиммунными заболеваниями. По отношению к ним врачебное сообщество вообще раскололось на два лагеря – тех, кто отказывает им в проведении инвазивных процедур, и тех, кто готов рисковать…
– Это активно дискутируемая сегодня тема. На самом деле, что делать с такими пациентами? Отказывать им в процедурах, вынуждая скрывать свои диагнозы, и тем самым получать желаемое с риском для здоровья, или вдумчиво, со знанием течения процессов искать альтернативные методы?
Сегодня это довольно большая когорта относительно молодых пациентов, которые нуждаются в улучшении не только внешности, но и эмоционального состояния, что не менее важно, так как позволит успешно бороться с последствиями болезни.
Еще будучи студенткой, я услышала об эксперименте, проведенном в 70-х годах прошлого века. У группы испытуемых взяли базовые анализы, определяющие состояние организма, а затем отправили их к парикмахерам и косметологам. Когда утихли первые восторги после «наведения красоты», у людей снова взяли те же анализы, и оказалось, что все показатели улучшились. Вот так, простое изменение внешности влияет не только на самооценку, но и впрямую на самочувствие человека, так что наша зона ответственности не только кожа, но и весь организм.
В сложных случаях мы стараемся помогать пациентам щадящими, консервативными средствами, которые дают хороший эффект, и теми достижениями современной медицины, в отношении которых можем быть уверены, что риск будет минимальным, а результат – максимально положительным.
– Есть еще одно направление, которым на весь город славится ваш центр, – лечение угревой болезни. Вы начали изучать эту тему, еще работая в «Ювенте», и наверняка вырастили себе немало благодарных пациентов...
– Я иногда шутя говорю, что мои пациенты плавно переходят от лечения угрей к лечению морщин. Ну а если серьезно, то угревая болезнь – очень интересная с профессиональной точки зрения тема, которая, к сожалению, не очень популярна у врачей именно потому, что требует многих знаний, временных и эмоциональных вложений, но в силу специфики пациентов не может приносить сверхдоходов. С другой стороны, работа с подростками – это долгосрочная инвестиция: из них вырастают самые преданные и благодарные пациенты.
В заключение хочу сказать, что, придя в профессию осознанно и с любовью и посвятив своему делу уже достаточно много лет, я убедилась в том, что врачдерматолог-косметолог при условии полного погружения в свою сложную работу и умения понять и принять пациента со всеми его проблемами, и кожными, и психологическими, становится для человека, будь то женщина или мужчина, необходимой частью жизни.
В этом я и вижу свою основную задачу и служение – приносить красоту, здоровье и радость людям.
Беседовала Ольга Никонова